О харинамах

В первый раз я вышел на харинаму (уличное воспевание святых имен Бога) 11 лет назад, в 2001 году. И с тех пор я стараюсь всегда, когда есть возможность, участвовать в этом мероприятии. Я чувствую, что с каждым годом мое понимание важности харинам все больше углубляется, становится все более осознанным. Харинамы сами по себе дают очень большую подпитку нашей духовной жизни, наполняя ее все новыми вкусами и реализациями. По возможности, я стараюсь вдохновлять на харинаму других людей. И иногда мне говорят:
 - Мне очень нравится пение имен Бога, киртан, но я не люблю это делать на людях. Мне не нравится, что на меня смотрит столько человек, разглядывают меня, оценивают. Я гораздо лучше себя чувствую и сильнее погружаюсь в пение мантры, когда сижу в храме, с преданными, среди своих, без посторонних людей, у которых нет правильного понимания, кто такой Бог, и каково могущество Его святого имени. 
Я могу ответить на это только, что сам раньше испытывал подобные ощущения. Это действительно не всегда приятно, когда кто-то разглядывает тебя без должного уважения, пока ты стоишь на улице, странно одетый, среди других, также странно одетых мужчин и женщин, вместе поете какие-то непонятные песни. Иногда люди реагируют очень цинично на процессию харинамы, начинают презрительно смеяться над преданными, или даже высказывать какие-то неприятные вещи, или просто смотреть с нескрываемым недоумением и вопросом в глазах: «Мол, что вам, ребята, больше нечем заняться?»
Это все присутствует, но я считаю, что это одна из тех вещей, которые делают харинаму такой сладкой. И сейчас попытаюсь объяснить почему.
Видите ли, давайте на какое-то время поставим себя на место этих людей и посмотрим на мир их глазами. Чем может жить человек, который когда видит счастливых и радующихся жизни людей, испытывает явное недоверие и презрение? Я уверен, что для многих людей абсолютно немыслимо так выражать себя - громко петь на улице хвалу Богу. Люди могут пойти на такое, только если они выпьют или им заплатят. Способность выражать себя, свои чувства, свою потребность в отношениях, сейчас решается в мире очень примитивным способом - кто-то собирается с друзьями, они много пьют, обсуждают мир вокруг, ругают кого-нибудь, может бьют кого-то, потом сами ругаются между собой, дерутся и засыпают от полного изнеможения. Потом просыпаются с головной болью, смотрят вокруг и думают: «Вот это я выразил себя!» 
Поэтому когда такой человек видит других людей, которые просто поют и танцуют на улице, не боясь посторонних взглядов и мнений, просто делятся своим счастьем с окружающими, просто радуются жизни с Богом, он чувствует очень сильное недоверие, поскольку понимает, что для него это пока невозможно. И свое недоверие он прячет под маской цинизма и равнодушия.
Если же воспринимать такого человека не через призму его отношения к нам, а просто по-человечески понять его внутреннее состояние, и попытаться дать ему понять, что и он может также радоваться жизни, также открыто выражать себя и не бояться неодобрения окружающих, то его отношение может полностью поменяться. Я так говорю, потому что сам много раз видел, как люди менялись под влиянием правильного поведения преданных. 
Однажды, в Казани проходил праздник «Сабантуй», и преданные выезжали в самый эпицентр праздника, чтоб попеть там киртан и распространять книги и прасад, это было в 2002. Шарад Бихари прабху вел киртан, преданные подпевали, девушки танцевали. Подошла семья - мама, папа и сын, стали смотреть. Я видел на лице женщины как раз те эмоции, о которых писал выше - подозрение, недоверие, недоброжелательность, насмешку. Она стояла, смотрела так на преданных какое-то время, а потом вдруг начала плакать. Просто стояла и плакала, слушая киртан.
Или на прошлой харинаме. Мы пели на рынке «Грис» в Пятигорске, была очень хорошая погода, все люди радовались наступлению весны. Я старался замечать людей, которые улыбались харинаме, подбадривать их. Мимо шел упитанный представитель горячей кавказской диаспоры, разглядывая нас и пританцовывая. Я просто кивнул ему, он кивнул мне в ответ и уже собирался идти дальше, как вдруг его рука сама полезла в карман и достала пожертвование. Потом он еще раз прошел мимо и дружески помахал нам. 
Или вот ссылка на последнюю историю Кришнадаса Кавираджа, который ведет харинамы в Москве и сам постоянно наблюдает, как сильно могут меняться люди под воздействием чистой звуковой вибрации. 
Когда видишь, что любой человек, даже самый далекий от духовности, может соприкоснуться со святым именем и ощутить моментальную перемену в своем сердце, то понимаешь, что никакой храмовый киртан не сравнится с харинамой на улице. Харинама - это такой позитивный вызов обществу. Мы выходим на улицы, поем, танцуем, смотрим людям в глаза и даем им понять, что после того, как они услышат эти звуки киртана, они уже не смогут жить так, как жили раньше, в серости и тоске, у них просто не получится, мы им не сможем этого позволить.