Гаура Пурнима, Холи и комната Аиндры


Вриндаван - сердце и главная обитель для многих вайшнавов. Здесь проводил 5000 лет назад Свои игры Сам Верховный Господь Шри Кришна.
А для большинства индусов Вриндаван и прилегающие территории - это сердце праздника Холи. Причем, этот праздник, случайно или не случайно, проводится в один день с днем явления Самой милостивой аватары Кришны - Господа Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья проявляет настроение разлуки с Кришной. Несмотря на то, что Кришна всепроникающ и находится везде и повсюду, вайшнавы большое внимание уделяют випраламбхе - настроению разлуки с Господом. И в гаудийя-вайшнавской традиции это настроение считается даже возвышенней, чем настроение от непосредственного общения с Кришной.

Но, в Гаура Пурниму преданные, как правило, медитируют не на этот аспект Господа Чайтаньи, а больше на Его качество сострадания, которое пролилось океаном на наш грешный мир и позволило даже самым падшим возвыситься до уровня чистой любви к Богу. Поэтому праздник явления Чайтаньи - очень радостное событие. Мы осознаем одновременно свое истинное положение заблудших душ, барахтающихся в болоте иллюзии, и безграничное милосердие Бога, который Сам приходит и спасает нас, и иногда делает это даже против нашей воли, просто из Своего огромного сострадания.
Когда Господь Чайтанья явился в этот мир, на небе висела полная луна, и все жители Надии погрузили свои тела в прохладные воды Ганги и воспевали Святые Имена. Так и отмечается этот праздник: преданные до восхода луны поют, танцуют и прославляют Господа, а потом, поздним вечером вкушают праздничный пир.
А параллельно этому... за воротами храма идет своя жизнь, очень бурная и не очень увязывающаяся с явлением Господа. Толпы людей ходят по улицам и обсыпают друг друга краской. Мы можем найти предысторию праздника Холи в 10-й песни Бхагаватам. Когда Господь Кришна родился в этом мире, Нанда махарадж, отец Кришны, собрал всех друзей, родственников и соседей и устроил большой фестиваль. И в Бхагаватам приводится эпизод, когда пастушки и пасту'шки Враджа стали швырять друг в друга гхи и другие продукты
"10.5.14
гопах параспарам хришта
дадхи-кшира-гхритамбубхих
асинчанто вилимпанто
наванитаиш ча чикшипух

Отмечая это радостное событие, пастухи поливали друг друга смесью йогурта, сгущенного молока, масла и воды. Они кидали в своих друзей маслом и обмазывали им их тела".

Когда в празднике стала использоваться краска, не очень ясно. Но вообще Холи всегда считался днем любви. Человек подходил к вам с пригоршней краски и говорил: "Холи хе?", что, в принципе, можно перевести на язык эмоций: "Ты меня любишь?" (Так объясняет смысл праздника Бхакти Вигьяна Госвами). А вы ему отвечаете: "Холи хе", после чего вас с любовью измазывают краской. Которая, кстати, с одежды вообще не смывается. Одежду можно оставить до следующего праздника или просто выбросить.
Сейчас праздник выглядит иногда достаточно дико. Принявшие изрядную дозу интоксикаций, некоторые индусы ведут себя очень агрессивно, поэтому, если вы имеете склонность вспылить или разозлиться, то лучше избежать участия в празднике. Если ж вы готовы к тому, что вас будут измазывать с ног до головы, то попробуйте. Можно и самому купить пару пакетов краски, которая в эти дни продается на всех углах, или даже баллончик, выпускающий узкую, длинную струю жидкой краски.



Я заметил, что старшие преданные особо не спешат участвовать в празднике.
Мой первый Холи был в 2007 год и он оставил неприятные впечатления. А в этот раз я как то настроился внутри, что это просто игра, купил баллончик и нырнул в самую гущу праздника. Ну, сразу скажу, что не стрелял в женщин, в пожилых и в тех, кто не особо стремился участвовать в холи. Зато особо метил в тех, кто уже был вооружен краской. Сразу скажу вам, что пейнтбол отдыхает, потому что тут играешь против всех и в тоже время вместе со всеми, ну и объемы боеприпасов неизмеримо больше.



Вернемся к Гаура Пурниме. Храм полон цветов, редко где еще увидишь такое чудо. Все просто утопает в гирляндах и разных цветочных декорациях.



Весь день в храме идет киртан, это наследие Аиндры прабху. А комната самого Аиндры открыта с полвосьмого, там можно посидеть, почитать джапу, помедитировать на личность человека, который всего себя посвятил Вриндавану и Святому Имени.