Зачем мы ведем дневники?

Из книги Сатсварупы даса Госвами «Внутренняя жизнь проповедника»:
«Вы слушаете, но еще также необходимо писать. Тогда ваши записи становятся "смаранам" - запоминанием сказанного духовным учителем. Прабхупада ведет речь о записях для того, чтобы научить нас помнить и поклоняться Кришне. Пишите в любое свободное время, хотя бы пару строк. Мы можем вести дневник, но не для ублажения своего эго, а для записи своего понимания сознания Кришны.
Я приведу пример Джона Говарда Гриффина, биографа католического монаха Томаса Мертона. Он пишет о Мертоне: "Его самые жизненноважные записи очень личностны. Из них мы можем понять, что он делал записи для себя. Чтобы разобраться в себе, он постоянно делал заметки. Размышляя, он стремился выразить свои ощущения на бумаге, но делал это скорее как руководство для себя, а не для других. Он искал способы избавиться от роли монаха, чтобы стать им по-настоящему, чтобы быть им, а не притворяться".
В этом огромное различие, которое немногие могут понять, даже в духовной жизни. Записи позволяют рассмотреть предмет глубже, превзойти поверхностный уровень, взглянуть на себя честно, разоблачить фальш, раскрыть проблемы, о которых мы только догадываемся. Если не начать записывать, то решение многих проблем так и не сдвинется с места.»


Совсем недавно я нашла несколько старых блокнотов, которые были исписаны размышлениями разного толка. Я стала перечитывать их, открывая на случайных страницах, и поняла, что именно эти записи помогли мне справиться с определенными сложностями в разные дни, месяца и годы моей жизни. Там хранились ответы на мои вопросы, которые я задавала преданным и книгам Прабхупады...

Среди всех этих записей большинство было конспектами лекций преданных, которые я слушала. Потом я могла обдумать то, что взволновало меня сильнее всего на лекции, чтобы еще лучше запомнить это и понять. Как говорит Сатсварупа дас Госвами здесь, записи – наше «смаранам».
Мне кажется, что мы пишем дневники по разным причинам: иногда, это способ обращения к Богу, способ сказать пару слов себе или разобраться во множестве мыслей. Многие молодые люди ведут дневники, чтобы выразить боль и разочарование тому, кто может просто выслушать и принять – простой тетради…
Теперь вести «блог» стало модно. Но для преданных очень важно писать в него что-то, что с годами будет показывать им самим же, тем, кто, возможно, найдет когда-то эти записи, как человек развивался, на какие подводные камни натыкался и как избавлялся от тех или иных проблем.
Недавно один преданный санкиртаны нашего региона вдохновился писать дневник для нашего блога. Будем ждать его откровений и историй, связанных с распространением книг Прабхупады.