Главный «изм» в жизни людей.

«Обыкновенный человек работает ради чувственных наслаждений, а когда принцип чувственного наслаждения распространяется на его окружение, нацию или все человечество, то ему присваивают различные привлекательные имена, называя его альтруизмом, социализмом, нацизмом, гуманизмом и т.д.
Эти «измы», безусловно, являются привлекательными формами карма-канды, порабощающей деятельности, но
ведические наставления «Шри Ишопанишад» гласят, что если человек хочет жить ради любого из упомянутых выше «измов», то в центр он должен поставить Бога».
Шрила Прабхупада, комм. М.2 «Шри Ишопанишад»
Все, что мы считаем благотворительной деятельностью, как и любая другая активность живого существа в человеческом теле, является порабощающей из-за влияния на человека гун материальной природы.
Человек, занимающийся альтруистической деятельностью в духе «Шри Ишопанишад», по сути, просто воплощает одну из форм карма-йоги, и ему уже не грозит опасность снова попасть в эволюционный цикл перерождения души.
В своем комментарии Шрила Прабхупада отмечает, что не сама деятельность в духе «изма» (альтруизма, социализма) благоприятна для души, а принцип ишавасьи – богоцентрической доктрины, которой должен руководствоваться тот, кто хочет, чтобы его деятельность обладала какой-то ценностью.
«В «Бхагавад-гите» (2.40) Господь Кришна говорит, что богоцентрические действия обладают такой ценностью, что тот, кто совершит всего несколько таких поступков, может избежать величайшей опасности – вновь попасть в эволюционный цикл перерождения души».
Итак, вернемся к вопросу «Зачем нужны «измы» в жизни людей?». Мы определили, что существует множество видов деятельности, попадающих в эту категорию, но только одна из них – в центре которой стоит Бог, считается ценной.
Если даже человек ловко маневрирует по жизни и вместо богоцентричной деятельности занимается удовлетворением чувств и ложного эго с помощью общественно-полезных начинаний, не применяя принцип ишавасьи, такая деятельность даст ему возможность «прослыть благочестивым, достичь высокого положения в этом мире или на небесах».
Поэтому нужно понимать, что все «измы» отличаются своей неполнотой, и только богоцентризм, то есть деятельность, в центре которой стоит Господь, в полной мере удовлетворяет чувства и душу живого существа.
И теперь, учитывая все, о чем мы говорили в этой заметке, можно ответить на ключевой вопрос.
«Измы» нужны для удовлетворения чувств, а также для продолжения создания видимости материального прогресса в современном мире.
Единственный «изм», о котором говорится в комментарии – это принцип ишавасьи, - богоцентризм, ведет душу к победе над перерождением души и исключает кармические последствия для того, кто посвящает себя этой деятельности.
«Даже если такая деятельность остается незавершенной, она все равно приносит благо тому, кто занят ею, так как гарантирует ему воплощение в теле человека в следующем рождении», заключает в комментарии Шрила Прабхупада.