Как приготовить пир для 22 человек, при бюджете в 300 руб.?

Маленькое подношение 
Несмотря на столь философское название, пост будет самым что ни на есть бытовым. 
Как уже было отмечено ранее, мы проводим раз в неделю, у себя дома, маленькие духовные собрания (нама-хатты). Собрания начались в декабре прошлого года, и постепенно уже образовалась группа преданных, с каждым из которых мы очень сдружились. Духовный взаимообмен предполагает, что хорошие отношения складываются постепенно, изо дня в день, из мелочей.
Сами встречи проходят в очень неформальной манере. Начало назначено на 4 часа, но иногда первые люди появляются только около 5, а кто-то вообще приходит к концу. Когда уже собирается человек 5-7, начинаем петь киртан, благо, соседей еще вокруг нет (дом совсем новый), а если кто и есть, все они заняты своими строительными работами, шуршат дрелью весь день, поэтому для них звуки киртана имеют не больше смысла, чем звук отбойного молотка за окном ( у нас тут возводится целый квартал прям под боком, и это все очень слышно). После небольшого киртана, наш бессменный ведущий, Ман Мохан прабху - ученик Е.С.Радханатхи Свами, берет "Бхагавад гиту как она есть", открывает любой текст, и начинается обсуждение.
Зачитывается несколько стихов с комментариями Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, и каждый высказывает свое мнение или поднимает какой-нибудь вопрос. Постепенно обсуждение захватывает всех, и так, незаметно, проходит 2-3 часа. Иногда темой обсуждения может стать перевод бхаджана или даже содержание прошлой воскресной лекции в храме. Я очень надеюсь, что вскоре мы немного отойдем от такой спонтанности и начнем вместе, встреча за встречей, проходить какой-нибудь философский курс.
Обсуждение заканчивается, по традиции, в тот момент, когда большинство начинает ощущать чисто физический голод. Это и понятно: горячие дискуссии требуют большого количества энергии, которую нужно обязательно восполнить. Поэтому, после совместного круга джапы, мы немного поем, пока накладывают прасад. Разложить прасад по тарелкам на 15-20 человек (в среднем) занимает какое-то время.
Вот и вчера прошла еще одна замечательная встреча, хотя она далась очень непросто. Предыдущая неделя была немного загруженной в плане работы. Февраль выдался богатым на морозы и заказы на сайты, поэтому мы с женой большую часть времени проводили дома и усердно трудились. При этом почти все заказы были объемными, что означает, что каждому нужно посвятить даже не одну неделю. Наличные деньги вдруг стали стремительно заканчиваться, а до новых поступлений надо было еще дожить. В общем, на начало понедельника была такая картина - большой объем работ, поднакопившаяся усталость и около 500 руб в кармане. И встал вопрос - быть ли сегодняшней встрече или не быть? Вернее, вопрос заключался в том, чем гостей угощать, поскольку мы чувствовали, что уже очень сильно привязались к тому, чтобы к нам в гости регулярно приходили преданные и делились своим общением, но...

Маха-блины
Решили просто собрать остатки продуктов, докупить по-минимуму, что не хватает, вообщем сделать все просто и без излишеств. У нас была чашка замоченного нута, который все никак не хотел прорастать уже несколько дней, было много муки и кое-какие овощные консервы. Решили сделать сабджи, салат с нутом, много лепешек, напиток и сладкие шарики из геркулеса с сухофруктами. В общем, на продукты ушло примерно 300 рублей. Час мы потратили на преодоление взаимных сомнений на тему, что у нас из этого получиться.
С приходом первых преданных сомнения развеялись. Уже в 4 часа кухня наполнилась людьми, некоторым раздали ножи и доски. В основном, к удивлению всех входивших на кухню, это были прабху. Жена моя была просто в шоке. Это как раз был день Маха-Шиваратри - свадьбы Господа Шивы и Парвати деви. Что-то необычное творилось в доме. Но, что нас ожидало дальше, стоило только наблюдать за развитием событий, чтобы понять, что все мы - марионетки в руках Господа, что только наше сотрудничество способно решить любую проблему.
Пришел с санкиртаны Чанадрашекхар прабху, принес свой шалаграм Господа Курму, Которому сразу предложил первые приготовленные блюда. Так порог нашего дома переступил Сам Шри Кришна и его чистые преданные.
Потом позвонила матаджи Вайкунтха, которую мы так давно не видели, и сказала, что хочет прийти и приготовить блины (первый день масленицы!). Приехала мама Вайкунтхи, Амрита, Виталий с Артемом, пришли студенты из Фармакадемии. Их совместными усилиями на кухне выросла гора фруктов. К 5 часам нас уже собралась приличная группа, и программа началась. 
Темой обсуждения стала глава "Бхагавад гиты как она есть", описывающая разновидности веры. Аскеза в невежестве - та, которая разрушает тело и приносит беспокойства Сверхдуше.  Подняли наболевшую для многих тему садханы и утренних подъемов. Если кому-то тяжело вставать с утра, может и не стоит? Ведь, даже если заставишь себя рано подняться, то потом весь день хочется спать. Высказали такую точку зрения, что высокий стандарт - подъем до 4-х утра - это больше подходит для жителей храма, чем для семейных людей, которым надо работать, и которые не могут потом отоспаться днем. Даже прозвучало такое мнение, что утренний подъем означает - за полтора часа до рассвета, а в данное время года светает не раньше восьми, может стоит подкорректировать стандарты?

Часть собравшихся (у окна Ман Мохан прабху)
Но в тоже время, многие высказали желание вставать рано - как раз около 4-х часов. У многих из собравшихся уже был опыт таких подъемов, и ощущение благости, связанное с ним. Ранние утренние часы наполнены особой атмосферой чистоты и умиротворения. Кто-то вспомнил такое высказывание Прабхупады, что если мы читаем джапу до мангала-арати, то есть как раз в это время, то один круг идет за два. И кроме того, ум в это время легче сосредотачивается на мантре, он очень ясный и спокойный. 
Дальнейшее обсуждение показало, что некоторые преданные имеют достаточно большой опыт стабильной садханы, но сейчас, по тем или иным причинам, не могут его поддерживать, хотя и очень хотели бы. В то время как для других преданных ранний подъем не представляет большой трудности.
Матаджи Лена, которая приехала из Новороссийского ашрама распространять здесь книги,  сказала, что для нее естественно рано вставать, и даже когда она бывает дома, не в обществе преданных, то все равно встает до 4 часов. Она подчеркнула, что здесь важна наша мотивация: для чего мы встаем рано? Чтобы самому насладиться утренними часами или порадовать Кришну и духовного учителя? 
Чандрашекхар прабху подчеркнул, что если мы ложимся рано, до 10 вечера, то нам автоматически легко встать рано утром. А если мы сидим до поздна в интернете, то на что нам рассчитывать?
Садхана делает жизнь урегулированной, привносит в нее благость и ощущение ясности. Когда весь день распланирован, упорядочен, и мы с решимостью следуем этому плану и порядку, то вечером легко засыпаем, чувствуя удовлетворение, что мы сделали все, что хотели успеть за сегодня. И потом нам легко встать рано. А если жизнь не упорядоченна, если мы встаем поздно, а потом весь день хватаемся то за одно, то за другое, а к вечеру, чувствуя, что так ничего и не сделали, начинаем проявлять какую-то активность, вместо того, чтобы спокойно лечь спать, что мы получим в итоге, кроме растущего беспокойства и неудовлетворенности? 
В итоге преданные решили разбиться на группы, и те кому вставать утром легко, обязались будить тех, кому вставать трудно. Нас теперь по утрам будет будить Лена из Фармакадемии. Решили начать с 6 утра и потихоньку поднимать стандарт.

Кроме того, мы еще обсудили тему правдивости. Гита говорит, что нужно говорит правду, но делать это так, чтобы не вызывать беспокойства у людей. Это тоже вызвало бурное обсуждение, которое я уже не буду тут приводить, чтобы не утомлять вас, дорогие читатели, длинными постами. Скажу только, что мы обсудили вопрос взаимоотношений между близкими людьми. Иногда бывает так, что близкие люди ведут себя по отношению к нам не так, как нам хотелось бы. Проявляют неблагодарность или неуважение. Как поступать в таких случаях? Можно ли просто высказать это в лицо человеку? И почему такие ситуации возникают? Является ли такая ситуация продолжением какого-то опыта в прошлых жизнях, когда мы сами не соответствовали чьим-то ожиданиям?
Я привел пример Даявана прабху, который в свое время испытывал подобные трудности во взаимоотношениях с собственным отцом. Отец Даявана - очень известный человек в своих краях, писатель, издавший несколько книг. И он был очень против сознания Кришны. И когда Даяван прабху приезжал домой из ашрама, то их встречи с отцом обычно заканчивались ссорой, потому что Даявану прабху приходилось отстаивать свои убеждения и веру. Так из года в год, отношения все оставались такими же натянутыми. Что было делать? Даяван прабху решил воспользоваться силой смирения, и в следующий приезд домой начал просто служить своему отцу. Он готовил ему прасад, делал массаж, проявлял всяческую заботу и внимание. А отец был непрошибаем и продолжал ругать сына за то, что тот занимается какой-то ерундой, вместо того, чтобы как все «наслаждаться жизнью». Даяван просто все это смиренно слушал, даже не пытался возражать и продолжал служить своему отцу. Так прошло какое-то время, нужно было уезжать, а отец никак не хотел менять свою точку зрения. Даяван прабху просто смиренно положился на волю Господа. В следующий свой приезд, через год, он вдруг обнаружил, что его встречает совсем другой человек. На столе у отца лежала Бхагавад Гита, а сам он стал настроен очень дружелюбно. Такова сила подлинного смирения и бескорыстного служения. Смирение не означает забитость или самоуничижение. Смирение основано на понимание своей духовной природы, понимании могущества Бога, для Которого нет ничего невозможного, а также на понимании того, что твой собеседник - такая же подная блаженства духовная душа, за что заслуживает огромного уважения и внимания. И когда мы, понимая это, начинаем служить окружающим людям, то эта их духовная природа однажды раскрывается. 
После прасада многие не хотят расходиться, а сидят небольшими группками и продолжают общаться. Атмосфера становится очень теплой и позитивной, чувствуется что Господь очень доволен.