Свамиджи, музыка и Рави Шанкар


Ниже мы приведем цитату из книги Хаягривы пр. "Взрыв Харе Кришна" и небольшой видео ролик. В них Прабхупада и Рави Шанкар говорят друг о друге. Великий музыкант и великий учитель бхакти обмениваются отзывами.


"У Свамиджи есть маленький кассетный проигрыватель, который ему кто-то дал, но у него не было кассет. Думая, что он хотел бы послушать какую-нибудь музыку, я роюсь в своей коллекции кассет и в конце концов выбираю раги на ситаре в исполнении Рави Шанкара - они более предпочтительны, я предполагаю, нежели Бач или Битлз. Когда ситар начинает играть, Свамиджи слегка улыбается, и я делаю вывод, что он доволен. Он прослушивает двадцатиминутную рагу ничего не говоря. Когда она завершается, я задаюсь вопросом, переворачивать ли кассету на другую сторону.
- Вам понравилась музыка, Свамиджи? - спрашивает Стенли.

- Музыка для чувственного удовлетворения, - отвечает Свамиджи.
- О? - я застигнут в расплох. - Но это же Рави Шанкар, - протестую я.
- Это музыка для чувственного удовлетворения, - повторяет он, непоколебимый.
- Но это же рага, - настаиваю я, взволнованный. - Они играют их даже в храмах.
- Рави шанкар - бизнесмен, - Говорит Свамиджи, улыбаясь.
- А что, если он захотел бы стать преданным? - спрашивает Рой.
- Тогда он может прийти.
- Но разве вы никогда не были бизнесменом, Свамиджи? - спрашивает Стенлии.
- Если бы я пошел голым, значит вам тоже нужно ходить голыми теперь? - отвечает Свамиджи, все еще мягко улыбаясь, как будто его забавляет все это беспокойство.
- Все - чувственное удовлетворение, - недовольно дуюсь я. - Мы не можем играть даже раги! Что же мы должны делать?
- Вы должны понять, - терпеливо говорит Свамиджи. - Если вы музыкант, вы можете играть свою музыку для Кришны. В этом случае - все в порядке. Арджуна был воином, и он сражался для Кришны, и в этом было его совершенство. Если вы писатель, вы можете писать для Кришны; или если вы художник, вы можете рисовать для Кришны. Все, что вы хотите,
вы можете делать. Но не делайте это для своего собственного чувственного наслаждения. Делайте это для Кришны. Нужно изменить не работу, а сознание."





P.S. как выяснилось, на видео совсем другой Рави Шанкар, не музыкант, а учитель Сударшана Крии, ссылки на подробности, можно найти в комментариях. Тем не менее, и цитата Прабхупады и видео ролик от этого не теряют своей актуальности.