Духовный вкус


Духовный прогресс внешне прежде всего проявляется как смена вкуса. Как понять, что вы действительно обрели какие-то реализации? Ваш вкус должен поменяться. Например, раньше кому-то нравилось читать художественные книги. Можно было погружаться в сюжет, сопереживать главным героям, мечтать и забывать обо всем, что происходит вокруг. Кого-то книги захватывали настолько, что он не мог оторваться от чтения до поздней ночи, забыв про сон, да и в последующем сне продолжать следовать канве произведения.

Но годы духовной практики словно переписывают начисто программу, заложенную в нашем сознании. Мы вдруг обнаруживаем, что те же самые романы и повести, самые увлекательные и интересные, вдруг становятся пресными и скучными. Интересными становятся цитаты Вед, полные смысла. Вроде такой: "В «Шветашватара Упанишад» говорится: «Я знаю Верховного Господа, стоящего выше всех материальных представлений, порожденных тьмой. Нет истины превыше Верховной Личности Бога, поскольку Господь - наивысший. Он пронизывает все сущее Своей беспредельной энергией. Только тот, кто познал Его, способен разрубить путы рождения и смерти. И нет иного пути к освобождению»."

Тот же самый язык, на котором писались любимые книги великих фантастов и новеллистов, в приложении к Ведам приобретает новый вес и глубину. Одной цитаты, одного предложения хватает, чтоб погрузиться в размышления на полчаса и более. Каждое слово становится объемным и многогранным, подобным драгоценному камню.

 По мере изучения ведической мудрости, применения ее на практике, термины и положения древней мудрости, становятся живыми и осязаемыми. Вы слышите, например, "освобождение" или "йога", и это вызывает целую вспышку в сознании, поток мыслей, переживаний. "Бхакти", "Вриндаван", "санкиртана" - просто одно слово может унести ум далеко от материального мира, потому что в нем уже есть благоприятные самскары. 

А когда вдруг на глаза попадается какая-нибудь до дыр зачитанная в свое время книга какого-нибудь Уэллса или Гоголя, где кто-то куда-то идет, о чем-то думает, что-то кому-то говорит, это уже через 2 страницы вызывает такую тоску. Куда он идет? Ну, только навстречу своей неминуемой смерти, о которой он пока даже не догадывается. О чем он думает? В этом мире обусловленные души думают только о чувственных наслаждениях или отречении от них. Что он говорит? Конечно же, прославляет себя, или ругает других, мечтает о будущем или скорбит о прошлом. Этот мир так однообразен и предсказуем, и книги об этом мире так однообразны и предсказуемы.
В то время как одна маленькая книга Прабхупады может перечитываться множество раз, и кто может точно сказать, что он уже осознал каждую ее строчку?