Ахам...? (Я есть...?)


Проще относиться к себе. Как нам просто это сказать. А сделать? Сложнее, ведь многие сталкиваются с проблемой, что для них нет еще ясного понимания своего истинного положения и ответа на вопрос: «Кто я?».
Шрила Прабхупада объясняет наше положение так: “Слово ахам означает «я», и произнести его может только личность“. «Чайтанья-чаритамрита»,Ади-лила 1.1.53комм.

Возможно ли в нашем положении  ощущать себя личностью? Некоторые могут вспомнить детство, школьные годы, когда каждый пытался почувствовать себя значимым в обществе сверстников, стать заметным или хотя бы избежать бесчисленных насмешек со стороны других. На той стадии кто-то подражал старшим, кто-то искал себя, ломая голову над  вопросом: “Кто я?“.
Существует большая разница между понятиями человек и личность. Мы рождаемся в теле человека, но личность не рождается. Она, как сказано в “Бхагавад-гите“, воплощается и остается вечной, продолжает существовать, когда тело прекращает существование.

Осознать себя, как личность нам очень сложно. Принять себя такими, как есть. Понять, что мы не хуже и не лучше других, а просто другие, разные — это запредельно? Да, потому что мы усложнились, покрывшись множеством оболочек.
Помочь нам осознать себя могут только преданные. Наши взаимоотношения и уроки, которые мы получаем от них, основаны на трансцендентном знании. Поэтому только общаясь с преданными, мы можем увидеть свои недостатки и начать работать над их устранением.
Недавно на лекции преданный дал такой пример: “ В своем сердце я выстроил огромный дворец, там очень много комнат. В каждой из них есть зеркала. И все эти зеркала отражают меня в лучшем виде. Вот я захожу в комнату и смотрюсь в зеркало. Да-а, здесь я чистый преданный. В другом зеркале я - отличный проповедник и.т.д. Но в этом дворце есть маленькая каморка, куда я не люблю  заходить...Потому что там висит настоящее зеркало, которое меня отражает таким, каков я есть на самом деле. 
Работа фотохудожника Алексея Перевощикова
И чем чаще мы будем заходить в эту каморку, чем чаще будем наблюдать за жизнью, какой она предстает в реальном свете: не только за красивыми людьми, а в большей мере за немощными стариками или беспомощными детьми, - тем больше вероятности у нас начать прогрессировать в сознании Кришны, становясь честными учениками своих учителей.
Человек осознает выражение “ахам брахмасми“ ( я есть дух), только в соприкосновении с теми, кто уже встал на путь самоосознания и осознал себя. Этому нас не смогут научить ни одни психологические или научные школы, только осознавшие себя души. Преданные могут подарить нам ответ на такой важный вопрос, который мудрецы и святые задают себе еще в детстве и страстно желают найти на него ответ. Дальше — больше. Об этом в финале нашей заметки скажет Шрила Прабхупада.
“Как только человек осознает существование души, он начинает осознавать существование Бога“.
Шрила Прабхупада в книге “Наука самоосознания“.